""В своем устремлении выразить некоторые тайны, которые никогда не должны быть вполне поняты профанами, древние, зная, что ничто не может быть сохранено в человеческой памяти без какого либо внешнего символа, избрали, часто смешные для нас, изображения Гуань-Ин'ов, чтобы напомнить человеку о его происхождении и его внутренней природе.
Субъективное почти не может быть выражено в объективном. Потому, если символическая формула пытается охарактеризовать то, что превышает научное рассуждение и часто значительно превосходит наш рассудок, то она должна выйти за пределы этого рассудка в той или иной форме, ибо, иначе, она исчезнет из памяти человечества."
"Гуань-Ши-Инь мистически означает «Сын, тождественный своему Отцу», или Логос, Слово. В Станце III он именуется «Драконом Мудрости», ибо все Логосы древних религиозных систем связаны с символом змия. В древнем Египте Бог Нахбкун, «тот, кто объединяет двойники» изображался, как огромный Змий на человеческих ногах с руками или же без рук.
Это означало Астральный Свет, соединяющий своей двуначальной мощью, физиологической и духовной, Божественно-Человеческое с его чисто Божественной Монадою, Прообразом в «Небесах» или в Природе.
Это было эмблемой воскрешения Природы; Христа у офитов; и Иеговы в виде медного Змия, исцелявшего каждого взиравшего на него. Змий также был эмблемой Христа у темплиеров, это доказывается степенью Темплиера в Масонстве. Символ Хнуфа (также Кхум) или Души Мира, говорит Шамполлион, «изображается, кроме других форм, также в виде огромного змия на человеческих ногах; это пресмыкающееся, будучи эмблемою Доброго Гения и истинного Агатодемона, иногда носит бороду».
Это священное животное, таким образом, тождественно со змием офитов и изображено на многочисленных резных камнях, называемых гностическими или царственными геммами. Оно появляется на них с различными головами человеческими и животными. И на всех геммах, на которых оно встречается, выгравировано имя ΧΝΟΨΒΙΣ (CHNOUBIS)
Символ этот тождественен с тем, который, согласно Ямвлиху и Шамполлиону, назывался – «Первым среди Небесных Богов», Богом Гермесом или Меркурием у греков и которому Гермес Трисмегист приписывает изобретение Магии и первое посвящение людей в это искусство. Меркурий есть Будх, Мудрость, Озарение или «Пробуждение» в божественную Науку.
В заключение скажем – Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь являют два аспекта, мужской и женский, одного и того же начала в Космосе, Природа и Человек, Божественная Мудрость и Разум.
Они – Кристос-София мистических гностиков, Логос и его Шакти. В своем устремлении выразить некоторые тайны, которые никогда не должны быть вполне поняты профанами, древние, зная, что ничто не может быть сохранено в человеческой памяти без какого либо внешнего символа, избрали часто смешные для нас изображения Гуань-Ин'ов, чтобы напомнить человеку о его происхождении и его внутренней природе.
Однако, для непредубежденного ума Мадонны в кринолинах и Христы в белых лайковых перчатках должны казаться гораздо более нелепыми, нежели Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь в их драконовом обличий.
Субъективное почти не может быть выражено в объективном. Потому если символическая формула пытается охарактеризовать то, что превышает научное рассуждение и часто значительно превосходит наш рассудок, то она должна выйти за пределы этого рассудка в той или иной форме, ибо, иначе, она исчезнет из памяти человечества."
"ЯЙЦА (Пасхальные). Яйца были символическими с древних времен. Было "Мировое Яйцо", в котором развивался Брама, у индусов - Хиранья-Гарбха; и Мировое Яйцо египтян, которое вышло изо рта "несотворенного и вечного божества", Нефа, и которое является эмблемой порождающей силы. Затем Яйцо Вавилона, из которого вывелась Иштар и которое якобы упало с небес в Евфрат. Потому ежегодно весной почти в каждой стране употреблялись раскрашенные яйца и в Египте ими обменивались, как священными символами весной, которая была, есть и всегда будет символом рождения или возрождения - космического и человеческого, небесного и земного. Их подвешивали в египетских храмах, и подобным же образом их и по сей день подвешивают в мусульманских мечетях."
"МИРОВОЕ Яйцо или Древо, или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть "Мировая Гора"; Древо Бодхи или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдразил является "Мировым Древом" древних скандинавов."
Блаватская Е.П. "Теософский словарь"
"Символ Яйца также выражает факт, преподаваемый в Оккультизме, что первичная форма всего проявленного - от атома до глобуса, от человека до ангела - сфероидальна; сфера у всех народов является эмблемою вечности и беспредельности – змий, закусивший свой хвост.
Но, чтобы понять смысл, сфера должна быть представлена мысленно, как бы видимая, из ее центра. Поле зрения или мысли подобно сфере, радиусы которой устремлены от мыслящего во все стороны и, простираясь в пространство, скрывают беспредельные горизонты вокруг. Это есть символический круг Паскаля и каббалистов – «центр которого везде, а окружность нигде» – понятие, входящее в сложную идею этой эмблемы.
«Мировое Яйцо» является, может быть, одним из наиболее обще-принятых символов, будучи одинаково высоко изобразительным, как в духовном, так и в физиологическом и космологическом смысле. Потому оно встречается в каждой Мировой Теогонии, где оно широко ассоциируется с символом змия, последний всюду является, как в философии, так и в религиозном символизме, - эмблемою вечности, бесконечности, возрождения и омолаживания, также и мудрости.
Тайна очевидного само-зарождения и эволюция посредством своей собственной творческой мощи повторяют в миниатюре, в яйце, процесс космической эволюции – оба процесса совершаются благодаря теплу и влаге, под приливом невидимого творческого духа – и вполне оправдывают выбор этого изобразительного символа.
«Девственное Яйцо» есть микрокосмический символ макрокосмического прототипа «Девственной Матери» – Хаоса или Предвечной Глуби. Творец Мужского Начала (под любым наименованием) происходит от девственного Женского Начала, Беспорочного Корня, оплодотворенного Лучом.
Кто из сведущих в астрономии и естественных науках не усмотрит этой изобразительности? Космос, как воспринимающая Природа, есть оплодотворенное Яйцо, но остающееся непорочным; ибо раз он рассматривается, как беспредельный, он не может иметь другого изображения, нежели сфероидное. Золотое Яйцо было окружено семью элементами, из которых «Четыре уже проявлены (эфир, огонь, воздух, вода), три сокрыты»."
Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина" т.1 ст.3 шл.3
"Согласно скромному мнению оккультистов, так же как и его ближайших друзей, Кили был и еще сейчас находится у порога одной из величайших тайн Вселенной; той, на которой, главным образом, зиждется вся тайна физических сил и эзотерическое значение символа «Мирового Яйца».
Оккультная философия, рассматривая проявленный и непроявленный Космос, как ЕДИНСТВО, символизирует идейное представление первого этим «Золотым Яйцом» о двух полюсах. Положительный полюс действует в проявленном мире материи, тогда как отрицательный теряется в непознаваемой Абсолютности Sat – Бытия."
Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина" т.1 ч.3 отд.9
"Точка в Круге есть Непроявленный Логос, Проявленный Логос — Треугольник. Пифагор говорит о никогда не проявляющейся Монаде, которая пребывает в одиночестве и темноте. Когда пробьет час, она испустит из себя первое число — Один. Нисходя вниз, это число производит второе число — Два, а Два в свою очередь производит Три, образуя Треугольник, - первую завершенную геометрическую фигуру в мире форм.
Этот идеальный или абстрактный Треугольник и есть Точка в Мировом Яйце, которая после созревания, с третьим перемещением, выйдет из Яйца, чтобы сформировать Треугольник. В индусской философии это Брама-Вирадж, а в Зогаре — Кетер-Хокма-Бина. Первый Проявленный Логос — это Потенциальность или Непроявленная Причина; Второй — все еще латентная мысль; Третий — Демиург или активная воля, порождающая из своего Вселенского Я активное следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на низшем плане.
< ... > ВОПРОС — Является ли упоминаемый здесь Треугольник тем, что Вы называете Зародышем в Мировом Яйце?
ОТВЕТ — Конечно. Но следует помнить, что есть, как Вселенское Яйцо, так и Солнечное Яйцо (так же, как и другие) и необходимо квалифицировать каждое утверждение относительно них. Мировое Яйцо является выражением Абстрактной Формы.
ВОПРОС — Можно ли назвать Абстрактную Форму первым проявлением вечного женского принципа?
ОТВЕТ — Она является первым проявлением не женского принципа, но Луча, который исходит из центральной точки и является абсолютно безличным. Вечного женского принципа не существует, так как этот Луч порождает то, что является объединенной потенциальностью обоих полов, но ни в коем случае не является ни женским, ни мужским. Эта последняя дифференциация происходит только при погружении в материю, когда Треугольник становится Квадратом, или первой Четверицей.
ВОПРОС — Значит ли это, что Мировое Яйцо так же безлично, как и Луч?
ОТВЕТ — Мировое Яйцо — всего лишь первая стадия проявления. Оно есть недифференцированная первичная материя, в которой жизненный творческий Зародыш получает свой первый духовный импульс. Потенциальность становится Силой. Материи приписывают женские качества исключительно метафорически, ибо она восприимчива к лучам солнца, которые оплодотворяют ее и тем самым порождают все, что растет на ее поверхности, то есть на этом низшем плане. С другой стороны, первичную материю следует рассматривать исключительно, как субстанцию, и ни в коем случае не говорить о ней, как принадлежащей к какому-то полу.
Таким образом, Яйцо на любом из упоминаемых вами планов означает вечно существующую недифференцированную материю, которая, строго говоря, вовсе не является материей, а является, как мы это называем, Атомами.
Материя разрушима в своих формах, тогда как Атомы, будучи квинтэссенцией Веществ, абсолютно неразрушимы. И здесь под "Атомами" я имею в виду Первичные Божественные Единицы, а не "атомы" современной Науки. Подобным же образом Зародыш — это образное выражение. Зародыш есть всюду, даже когда у круга окружности нет нигде, а центр — везде. Это, следовательно, означает все зародыши, иначе говоря, непроявленную природу или всю творческую силу, которая будет излучаться и которую индусы называют Брамой, хотя на разных планах у нее разные названия.
ВОПРОС — Является ли Матри-Падма вечным или периодическим Яйцом?
ОТВЕТ — Вечным Яйцом; оно станет периодическим только после того, как Луч Первого Логоса изойдет от латентного Зародыша в Матри-Падму, которая и есть это Яйцо или Чрево будущей Вселенной. Аналогично этому физический зародыш в женской яйцеклетке нельзя назвать вечным, хотя латентный дух зародыша, скрытый в мужской яйцеклетке в природе, так назвать можно."
"Протоколы ложи Блаватской", встреча V
"Евреи не приняли Яйцо, как символ, но они заменили его «Двойными Небесами», ибо, если правильно перевести фразу – «Бог сотворил Небо и Землю», то мы прочтем: «И внутри, и во вне из своего собственного Естества, подобного Чреву (Мировому Яйцу), Бог сотворил Два Неба». Христиане, однако, избрали голубя, птицу, а не яйцо, как символ своего Святого Духа."
Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина" т.1 ч.2 отд.5
"Христиане – особенно греческая и латинская церкви – вполне приняли этот символ и видят в нем упоминание жизни вечной, спасения и воскресения. Свидетельство и подтверждение этому находим в освященном веками обычае обмениваться «Пасхальными Яйцами»."
КУЛЬТ МИТРЫ "Всем, кто посещал Классические галереи Британского музея, знакома скульптура Быка Митры. Она изображает молодого человека во фригийском колпаке, сидящего верхом на быке и, в то же время, вонзающего в него нож. Одновременно с этим быка атакует какое-то насекомое — скорпион или рак, а следом за ним летят два ворона или какие-то другие птицы. Хотелось бы узнать кое-что о значении этой скульптуры.
I. Какая аналогия существует между этим идолом и индусской Вач?
II. Какая аналогия существует между ним и еврейским «золотым тельцом» или «херувимом», которого израильтяне изготовили в пустыне из металла, отобранного ими у египтян?
III. Изображенное насекомое — рак или скорпион?
IV. Два летящих ворона связаны с воронами Мефистофеля (см.: Гете. Фауст); или же с древнескандинавской мифологией; или с более возвышенной системой символики, о которой идет речь в «Тайной Доктрине»? Связан ли каким-либо образом мистический смысл слова «ворон», занимающего столь важное место в легендах о Ное и Илии, с митраической мифологией?"
"I. Нам не известно ни о каких аналогиях между персидским Митрой и индусской Вач. Если «Книжный Червь» знает что-либо на этот счет, то пусть «встанет и объяснит».
II. Помимо того, что херувим и телец являются в символике синонимами и что телец — это молодой бык, мы не видим никакой взаимосвязи между золотым тельцом евреев и Митраитским Быком. Оба быка — и новый и старый — символизировали силу и творческую (или порождающую) энергию. К тому же Моисеева аллегория связана с тайным знанием, которое евреи украли у египтян. Моисей был посвящен в их мудрость и использовал ее в благих целях, но израильтяне восприняли эту мудрость только, как мертвую букву, и потому использовали ее для достижения своекорыстных целей, т.е. в черной магии. Вот почему Моисей уничтожил тельца, а то, каким образом он это сделал, ясно указывает на знание им алхимии. Ибо в Писании сказано, что он сжег «золотого тельца», стер его в прах и рассыпал по воде, и «дал ее пить сынам Израилевым» (Исх., XXXII, 20). Настоящий алхимик сразу понял бы смысл этого действа, хотя непосвященный увидит в нем только физически немыслимую чушь.
III. Изображенное насекомое — это, конечно же, (Скорпион) — знак, управляющий в астрологическом плане способностью к воспроизводству и детородными органами, а в эзотеризме — соответствующий буйным животным страстям человека, символизируемым также быком.
Духовный человек — это Митра, Солнце. А поскольку Солнце управляет в астрологии огненной триадой, куда входят: (Овен или агнец), (Лев) и (Скорпион), то и Митра изображается освобожденным человеком. Отсюда и фригийский колпак и, возможно, то, что он сидит верхом на (Телец — знак, следующий за Овном) и убивает его — т.е. животные страсти.
Это аллегорическое изображение прекрасно и поучительно; оно символизирует митраические мистерии, в ходе которых человека учили смирять и подчинять свою животную Сущность.
IV. Изображение воронов не может быть объяснено ни одним из первых двух предположений. Лишь в результате деградации божественного до уровня черной магии вороны стали считаться в Средние века спутниками ведьм и чертей.
Птицы олицетворяли, — как в арийской, так и в семитской символике, — ангелов, божественных посланников, а во внутреннем человеке — его духовную и человеческую души или Буддхи и Манас. Именно они летят следом за насекомым, которое подгоняет животные страсти (вспомните, в какую часть туши «Быка Митры» оно вцепилось), чтобы вернуться в человека, как только он победит и убьет свою животную природу, олицетворяемую Быком.
Однако эти предполагаемые вороны, скорее всего, — не вороны, а ястребы. Последний был божественной птицей, посвященной Солнцу (Митре) практически во всех мифологиях; в то время, как ворон, был символом долголетия, мудрости, которую приносит опыт и осмысленной твердой воли человека.
Отсюда и аллегория ворона, которого выпустил Ной и который уже не вернулся в Ковчег; и воронов Илии, кормивших его утром и вечером; иными словами — это разум (Манас) помогал Илии выжить и снабжал его всем необходимым. Ибо, если воспринимать библейский текст в буквальном смысле, во имя чего многочисленные почитатели Библии неустанно сражаются с нами то, чем можно объяснить тот факт, что именно ворон — и в физиологическом, и в библейском понимании нечистая птица (см.: Лев., XI, 15) — был избран «Господом Богом» для того, чтобы кормить Фесвитянина, а не голубь или еще какое-нибудь чистое и святое пернатое существо?" Блаватская Е.П. "Культ Митры"
Отправлено: 01.06.16 04:49. Заголовок: "Прежде, чем при..
"Прежде, чем приступить к показу посредством диаграмм тесного сходства между эзотерическими философиями всех древних народов, как бы они ни были географически далеки друг от другая, – будет полезно вкратце объяснить действительные идеи, которые скрыты за всеми этими символами и аллегорическими представлениями и до сих пор так смущали непосвященных комментаторов.
Лучше, чем что-либо другое это может показать, что религия и наука в старину были теснее соединены, чем близнецы; что они были одно в двух и двое в одном с самого момента их зарождения. Со взаимно обратными атрибутами - наука была духовна и религия была научна. Подобно андрогинному человеку первой главы «Бытия» – «мужскому и женскому», пассивному и активному - созданному по образу элохима.
Всезнание породило всемогущество; последнее требовало применения первого и, таким образом, великану была дана власть над всеми четырьмя царствами мира.
Но, подобно второму Адаму, эти андрогины были обречены «пасть и утерять свои силы», как только две половины этой дуальности разъединились.
Плоды Древа Познания без плодов Древа Жизни – смертельны.
Человек должен познать самого себя прежде, чем он сможет надеяться узнать первичное происхождение, даже, существ и сил, менее развитых по своей внутренней природе, чем он сам.
Так и с религией и наукой; объединенные двое в одном, они были непогрешимы, ибо присутствовала духовная интуиция, чтобы заполнить то, чего не хватало ограниченным физическим чувствам. Будучи разъединенными, точная наука отвергает помощь внутреннего голоса, тогда как религия превращается в простое догматическое богословие, – каждая в отдельности – только труп без души."
Блаватская Е.П. "Разоблачённая Изида" т.2 гл.6
"Древнейшими религиями мира – экзотерически, ибо эзотерический корень или основа одна, – являются религии индусов, маздейцев и египтян. Далее следует религия халдеев, как отпрыск предыдущих, и теперь совершенно утерянная для мира, исключая следов ее в искаженном Сабеизме, как это ныне толкуется археологами. Затем, минуя некоторые религии, которые будут упомянуты позднее, идет еврейская, эзотерически следуя по линии вавилонской магии, как, например, Каббала; и экзотерически являясь сборником аллегорических легенд, как книга Бытия и Пятикнижие. Прочитанные в свете Зохара четыре начальные главы Бытия являются фрагментом высоко-философской страницы в мировой космогонии; оставленные в их символическом одеянии, они детская сказка, уродливый терний в глазах науки и логики, очевидный результат Кармы. Предоставить им служить прологом к христианству было жестоким мщением со стороны раввинов, знавших смысл своего Пятикнижия. Это был молчаливый протест против их ограбления и евреи сейчас, конечно, имеют преимущество перед их традиционными преследователями." Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина" т.1 гл.Пролог
"Именно из экзотерических религий должны мы извлекать основную идею, прежде чем обратиться к эзотерическим истинам из опасения, чтобы последние не были отвергнуты. Кроме того, каждый символ в религии каждого народа может быть прочтен эзотерически; и доказательство того, что он правильно прочтен, когда переложен в соответственные числа и геометрические формы, заключается в чрезвычайной согласованности всех начертаний и символов, несмотря на их большое внешнее различие между собою. Ибо в начале все эти символы были тождественны.
Возьмите, например, начальные строки в различных Космогониях: в каждом случае, это Круг, Яйцо или Голова. Тьма всегда соединена с первым символом и она окружает его, как показано в индусской, египетской, халдео-еврейской и даже в скандинавской системе. Отсюда черные вороны, черные голуби, черные воды и даже черные огни; седьмой язык Агни, Бога Огня, называется Кали, «Черный», ибо он был черным, мерцающим пламенем. Два «черных» голубя вылетели из Египта и, опустившись на дубы Додоны, дали свои имена греческим Богам. Ной выслал «черного» ворона после потопа, который есть символ Космической Пралайи, после чего началось истинное создание или эволюция нашей Земли и человечества. «Черные вороны» Одина летали вокруг Богини Сага и «нашептывали ей о Прошлом и Будущем».
Каков же внутренний смысл всех этих черных птиц? Тот, что все они связаны с Первичною Мудростью, вытекающей из До-космического Источника Всего Сущего, символизированного Головою, Кругом или Яйцом; и все они имеют тождественный смысл и относятся к Первоначальному Прообразу Человека, Адаму Кадмону, Творческому Началу всего Сущего, состоящему из Воинства Космических Сил – Созидателей Дхиан-Коганов, за пределами которых все есть Тьма." Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина" т.1 ч.2 отд.12
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет